Белорусская торговая компания Beloil прекратила поставки бензина на рынок России в связи со сложившейся экономической ситуацией. В последний раз поставки осуществлялись в начале январе, но объем их составил всего примерно 0,24% от объема января 2015 года (было поставлено всего 239 тонн бензина против 101 600 тонн в январе 2016-го).
Объем поставок стал активно снижаться в декабре 2015-го и совсем прекратился к концу января, сообщает «Известиям» директор по развитию бизнеса агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов.
По данным «Аналитики товарных рынков», цена бензина в Беларуси марки Аи-92 («Регуляр 92») выросла с 35 900 рублей за 1 тонну до 36 600 рублей за 1 тонну.
При этом цена биржевого бензина в России (а примерно 1/3 бензина продают через Санкт-Петербургскую международную товарно-сырьевую биржу, СПбМТСБ) снизилась с 32 900 рублей за тонну до 31 700 за тонну.
Закупать бензин в Беларуси стало невыгодно, поскольку Беларусь реализует товары в случае, если нет более выгодных направлений, и цену снижать не намерена.
При этом аналитики поясняют, что стоимость белорусской нефти напрямую привязана к курсу рубля. Чем ниже курс рубля по отношению к доллару США, тем больше белорусы повышают стоимость бензина.
Более выгодными направлениями для реализации бензина являются для Беларуси Вб, Нидерланды и Украина. Так, объем поставок в Великобританию из Беларуси вырос в 2,5 раза в 2016-ом по сравнению с даже большим периодом начала 2015 года. Сообщается, что стоимость бензина в Западной Европе выше, чем в России, примерно на 100 долларов за тонну в среднем — так было в 2015 году.
Белорусам невыгодно продавать бензин еще и из-за удлиненных сроков контрактов. С момента реализации до момента оплаты проходит 30 дней, а риски слишком высоки. Курс доллара по отношению к рублю может пойти резко вверх и полученной оплаты за отгруженной товар не будет достаточно.
Поставки бензина из Белоруссии в Россию идут с Мозырского НПЗ белорусского концерна «Белнефтехим». В 2014 году между Россией и Беларусью был заключен контракт по поставкам нефти и нефтепродуктов, согласно которому Москва должна была поставлять Минску по 23 млн тонн нефти без экспортной пошлины по условиям Евразийского экономического союза. Взамен Россия должна была получать 1,8 млн тонн бензина в год. Перебои с поставками начались в марте 2015 года, в итоге за весь 2015 год в Россию поступило на 1 млн тонн бензина меньше, чем было указано в договоре.
Сообщается, что российские НПЗ наращивают переработку нефти и, по мнению экспертов Thomson Reuters Kortes, в России предприятия способны обеспечить спрос на своем рынке, тем более, по словам Турукалова, недостатка в бензине пока нет, однако он может появиться, если НПЗ закроются на ремонт весной. Аналитик полагает, что при росте оптовых цен могут возобновиться поставки бензина в Россию и это перекроет возможный дефицит топлива.
Напомним, что недавно сообщалось, что рост цен на бензин в России не превысит 10%. А депутаты Госдумы от фракции КПРФ попросили ФАС проверить установленные цены на бензин в России.
Игорь Подольский
Вопрос — откуда у Белоруссии нефть? Из нефтепровода «Дружба» насколько нас информируют СМИ — Белоруссия ежегодно просит выгодных цен при закупки российской нефти, как Украина газа. И вообще, если доля белорусского бензина 3% — 5%, то я не понимаю, зачем России белорусский бензин?! Это не взаимная торговля а какая то порнография. Парадокс, конечно! Свой за бугор сливаем, чужой покупаем )))) Россия-матушка как обычно, отжигает!!! В очередной раз удивляет, насколько в России народ спокойный, терпеливый… А государство пользуется этим, забывая, что и в Москве предостаточно площадей для народного восстания.